Описание МПП
Машины подъемные проходческие передвижные типа МПП-6,3, МПП-9 и МПП-17,5 предназначены для подъема и спуска грузов и людей, с использованием преимущественно бадей, при проходке и углубке вертикальных и наклонных стволов сооружаемых и действующих шахт и рудников в угольной и горно-рудной отраслях промышленности. Рассчитаны на работу в среде не опасной по газу и пыли на высоте до 1000м.
При сооружении ствола используются две бадьевые одноконцевые подъемные установки с однобарабанными подъемными машинами, которые громоздки, требуют строительства зданий и сложных монолитных фундаментов. Трудоемкость и стоимость работ, связанных с установкой подъемных машин, достигают 35 % общей трудоемкости и стоимости строительно-монтажных работ по оснащению поверхности.
По окончании сооружения ствола и перехода к проведению горизонтальных горных выработок с постоянных подъемных машин временные проходческие подъемные машины демонтируются, а здания и фундаменты разбираются. Все это также связано с большими потерями материалов, кабельной продукции и электрооборудования.
Для снижения трудоемкости и стоимости строительно-монтажных работ по оснащению стволов, сокращения срока строительства или реконструкции шахты целесообразно применение передвижных подъемных машин, состоящих из отдельных транспортабельных блоков полной заводской готовности.
Передвижные проходческие машины подъема разработаны и применяются при сооружении шахт. Техническая характеристика их приведена в табл. 1 (при напряжении трехфазного тока 6 кВ).
Машина МПП-6,3 (рис. 1) состоит из двух транспортабельных блоков. В одном блоке размещена механическая часть машины, во втором — комплект аппаратуры управления и кабина машиниста.
Рисунок 1
Схема передвижной проходческой подъемной машины МПП-6,3: 1 - редуктор, 2 - электродвигатель, 3 - аппарат АЗК, 4 - высоковольтный разъеденитель, 5 - машинный блок, 6 - блок электрооборудования, 7 - междублочное электрическое соединение, 8 - станция управления, 9 - роторное сопротивление, 10 - пульт управления.
В одном блоке размещена механическая часть машины, во втором — комплект аппаратуры управления и кабина машиниста.
Передвижная подъемная машина МПП-9 (рис.2) состоит из трех блоков.
Рисунок 2
Схема передвижной проходческой подъемной машины МПП-9: 1 - редукторный блок, 2 - редуктор, 3 - электродвигатель, 4 - система обдува двигателя, 5 - высоковольтный разъеденитель, 6 - аппарат АЗК, 7 - промежуточный вал, 8 - междублочное электрическое соединение, 9 - коренная часть машины, 10 - роторное сопротивление, 11 - панель тормоза, 12 - компрессорный блок, 13 - блок электрооборудования, 14 - станция управления, 15 - пульт управления, 16 - машинный блок.
Передвижная проходческая машина подъема МПП-17,5 (рис. 3) — из шести.
Рисунок 3
Схема передвижной проходческой подъемной машины МПП-17,5: 1 - компрессорный блок, 2 - система обдува двигателя, 3 - редукторный блок, 4 - электродвигатель, 5 - высоковольтный разъеденитель, 6 - аппарат АЗК, 7 - редуктор, 8 - роторное сопротивление, 9 - станция управления, 10 - панель тормоза, 11 - межблочное электрическое соединение, 12 - промежуточный вал, 13 - блок электрооборудования, 14 - пульт управления, 15 - машинный блок.
В машинах МПП-6,3 и МПП-9 принята схема одноконцевого подъема со сходом каната с нижней части органа навивки.
Машина МПП-17,5 предназначена для эксплуатации как в режиме одноконцевого подъема со сходом каната с нижней части футерованного деревом органа навивки, так и в режиме много канатного подъема с двумя канатами.
Прессмассовая футеровка для эксплуатации машины в режиме многоканатного подъема устанавливается на орган навивки каната взамен деревянной.
Передвижные подъемные машины МПП-9 и МПП-17,5 разработаны с максимальной унификацией и полной взаимозаменяемостью всех блоков, кроме машинного. Использование для соединения коренного вала с тихоходным валом редуктора удлиненной зубчатой муфты позволяет избежать необходимости точной взаимной центровки.
При сооружении стволов передвижная подъемная машина МПП-17,5 эксплуатируется в режиме одноконцевого подъема, а в период проведения горизонтальных горных выработок переоборудуется в двухканатную подъемную машину со шкивом трения и используется для двухклетевого или одноклетевого подъема с противовесом. Благодаря уравновешенности подъемной установки разность статических натяжений уменьшается, поэтому отпадает необходимость в одном редукторном блоке и в одном блоке управления.
К месту эксплуатации передвижные подъемные машины доставляются автомобильным или железнодорожным транспортом и устанавливаются на фундаментные железобетонные унифицированные блоки типа БФ-2.
Передвижные машины могут использоваться во всех угольных бассейнах при температуре окружающей среды от —45 до 40 °С.
Полная заводская готовность к эксплуатации, мобильное исполнение, малый объем строительно-монтажных работ, небольшие затраты труда по вводу в действие, возможность многократного использования являются основными достоинствами передвижных подъемных машин.
Характеристики МПП-9
Таблица 1